Ис 49, 1-6
Пс 71
Ин 13, 21-33. 36-38
Пс 71
Ин 13, 21-33. 36-38
Сегодня уже вторник страстной недели…
Все ближе мы приближаемся к Голгофе и великой Жертве Спасителя.
Крест Христа – есть вершина Его Миссии и одновременно самое таинственное событие Воплощения Сына Божия.
«Почему крест, почему так? Неужели не было иного способа спасти мир?» Часто нам приходится слышать такие вопросы, да и в нашей душе такой вопрос время от времени также возникает: «Почему же так?». Нам трудно об этом думать, и часто мы предпочитаем вовсе не задаваться этим вопросом…
Бог всемогущ, тогда зачем нужно кому-то умирать, да еще так? Почему нужно столько страдания? Неужели невозможно было устроить мир иначе? Попытка ответить на эти вопросы может привести нас в тупик, но может и углубить нашу веру.
Действительно, бывают моменты, когда нам трудно принять то, что мы видим, то, что слышим, то, что чувствуем. Это мучительные моменты, которые вышибают у нас землю из-под ног. Кажется, что вера рассеивается как туман и остается только вопрос: «Почему все так?». Хочется кричать к небу, мы требуем справедливости. Нам нужны ответы… Мы ищем виновных и, конечно, находим. Кто виноват во всем? Конечно, Тот, Кто выше всех!
Мы кричим к небу и Небеса отвечают нам. Сын Божий стал Человеком — это и есть ответ на наши вопросы. Но этот ответ трудно принять, а еще труднее понять, что это значит…
Вот если бы Бог взял и вдруг все изменил, и все стало бы «идеально», то есть так, как нужно нам. Это бы нас устроило! И это, как нам кажется, сделало бы нас счастливыми, но пришел иной ответ. Ответ в виде Сына Человеческого, воплотившегося, подобного нам во всем, кроме греха. Это невероятно, но факт!
Это не тот ответ, которого мы ждали. И так легко сказать: «Это не решение моих проблем, мне это не нужно…».
Но если, я вдумываюсь в это, вглядываюсь в Тайну Распятого, в тайну Бога сострадающего мне, то я могу увидеть невероятный смысл. Смысл, заключенный лишь в одном простом слове: Любовь. Но эта Любовь особенная, непонятная до конца, немыслимо жертвенная и отдающая себя, принимающая обвинения и не обвиняющая в ответ… Это Любовь Бога.
Нам была нужна справедливость, а мы получили Любовь… И нам трудно с этим разобраться, трудно что-то понять в этом. Но, а может и не надо все понимать, может не надо получать ответы на все вопросы. Может нужно просто согласиться и ответить взаимностью? Может нужно довериться… То, что естественно для детей и так невероятно трудно взрослым — довериться Отцу, довериться Богу.
Именно это совершает Христос, когда тучи сгущаются, час тьмы близок и вот предающие его рядом с Ним…
«Что делаешь, делай скорее…», — говорит Христос Иуде. И Иуда тотчас вышел и удалился во тьму…
Страшна участь Иуды! Когда-то Христос сказал о нем: «Лучше было бы этому человеку не родиться». Почему же Иуда стал предателем, зачем он сделал это? Об этом думали многие… Написаны книги, сняты фильмы. Но гораздо важнее другой вопрос: как не стать Иудой? А ведь он, наверное, никогда не думал, что станет тем, кем стал…
Но вернемся к вопросу доверия. Потому что это главное.
Иисус в Гефсимании просит Отца: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия…», – и добавляет важнейшие слова, – «…впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Вот величайший момент доверия — «как хочешь Ты…». Христос доверяет Отцу! Это последнее и главнейшее что Он делает: Он доверяется Отцу, вопреки Своему желанию, вопреки всему…
Христос идет на крест, позволяет убить себя, позволяет предать себя, позволяет совершиться самой великой несправедливости в этом мире! Автор всего живого должен умереть, как последний злодей, как убийца, как лжепророк. Страшный парадокс. И если бы это действительно не случилось, в это было бы трудно поверить. Но это случилось…
Это поражение! Но именно об этом часе говорит Христос произнося: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем». Потому что, именно умирая на кресте, Бог побеждает смерть.
Это тот способ, каким Бог спасает мир! Это Его способ… Трудно это понять? Согласен, и никому еще не удалось до конца понять Тайну спасения.
Но что действительно спасительно для нас, что нас спасает – так это то, что я позволяю спасать себя, что я принимаю волю Божию! Даже когда думаю иначе, и чувствую иначе и хочу иначе, я все же повторяю вместе с Ним: «да будет воля Твоя…»
Аминь.
автор о. Василий Заздравных
Отец Василий, спасибо большое за размышления. Вы затронули тему Иуды и я хотела бы задать вопрос, который у меня возник какое- то время назад и . Боюсь, что может быть от лукавого и такими вопросами и не следует задаваться, помогите, пожалуйста. Когда я думала про Иуду и что он предал Иисуса, он же сделал то, что было уже предопределено. Был ли у него выбор? Есть ли у нас выбор?
У Иуды, безусловно, был выбор. Как и у любого из нас.
Иуду еще задолго до предательства, называли человеком, который предаст Христа. Мог ли он этого не делать?
Этот комментарий был удален автором.
Слава Иисусу Христу!
В сегодняшнем размышлении отец Василий поднял в очередной раз тему предательства Иуды и предсказания отречения Петра. И как всегда я проецирую это на себя, на свою веру, на свою жизнь…
Иногда, подобно Петру мы хватаемся за «меч», но очень скоро наша храбрость и верность (от слова вера) подвергаются жестокому испытанию, и мы должны не просто произнести правильные слова, но исполниться мужества и взвалив на себя всю тяжесть Креста и пронести его до конца… и, как нередко случается, петух не успел ещё дважды пропеть, а мы трижды отреклись.
Осознавать это бывает обидно до слёз, то что наша слабость и немощь гораздо сильнее наших заявлений и намерений, какими бы пафосными они ни были. Но именно в осознании нашей слабости и уповании на помощь Бога мы становимся сильнее, вернее даже не сильнее а как бы защищённее, ибо сила наша не «наша сила», но сила Божья. А приняв это осознание нам будет проще принять и Волю Божию.
Иуда в нашем представлении стал символом предательства и вероломства, но и тут не всё так просто… Невозможно себе представить, что Господь был столь недальновидным в том кого избирал. Скорее всего Иуда ожидал видеть в Иисусе не того Мессию которым Он явился — кротким Агнцем, а воинственным предводителем еврейского восстания, и, жестоко ошибся поддавшись искушению сатаны.
Так и мы, зачастую видим в Боге только «Воина», который ведёт смертный бой за нас, за нашу свободу от рабства греха, а мы стоим в стороне прикидывая в уме кто же победит? Вместо того, чтобы взять «меч» и вступить плечом к плечу с Богом, в бой с силами зла, мы ищем способ откупиться, но цена «сребреников» — смерть, смерть нравственная и духовная, окончательная.
Я не знаю, что будет со мной завтра, через месяц, через год, или даже через минуту, мне надо уже сейчас начать битву за спасение… Господи! Укрепи стопы мои на путях Твоих!
С Богом!
Спасибо о. Василий за поднятую тему, глубокие размышления!
Когда смотрю на Крест, вижу Иисуса Христа раскинувшего руки для объятия. Чтобы ответить, обнять Христа мне нужно обнять Крест, ведь Его настоящая Любовь распята. Любовь Божья, Крест, страдание – едины, одно без другого не могут быть. В жизни этой больше хочется любви, а не страданий. Поэтому так много нас теплохладных, не умеющих принять боль душевную, эмоциональную, психологическую, физическую как дар от Бога, дар искупления, спасения.
За время поста даже самые малые страдания (невнимание, игнорирование, порой забвение, а то и бойкот, клевета, унижение и другие преграды на пути познания Господа и стремления к вечности) стараюсь прожить в молитвенном молчании, перенося сердечную боль, и в глубине прощая ближним и дальним, прижав к груди Крест.
Запомнились строки, которые тоже помогают в страдании: «Без долгой молитвы в отсутствие Бога не будет Святых, как и настоящей Любви не будет без лишающей покоя тоски. Поэтому важно лишь то, что составляет преграду.
В Кресте терпение, в Кресте спасение, В Кресте любви учение!»
Alex
Спасибо.