Деян 4, 32-37
Пс 93
Ин 3, 7-15
Иисус говорит загадками и удивляется, что Никодим не понимает Его. Может быть, для учителя Израиля Его слова должны были быть очевидными, но для нас – они также непонятны, как и для Никодима. Непонятны они были также для переводчиков. Синодальный перевод говорит: «Дух дышит, где хочет…», современные же переводчики склоняются к версии «Ветер дует, где хочет». Что ж поделать, как древнегреческое слово «pneuma», так и латинское «spiritus» имели несколько значений, как дух (дыхание), так и ветер. Так или иначе, а Иисус сравнивает Дух Божий именно с ветром. Значит ли это, что «рожденные от Духа», то есть мы – христиане, последователи Его учения, должны быть такими «ветреными»?
Многие считают, что мы должны поступать именно так – полностью отдаться на волю ветра (Святого Духа), то есть следовать за каждым «вдохновением», думая, что оно исходит от Бога.
Однако Апостол Павел в Послании к Эфесянам (4,14) предупреждает нас: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». В послании Апостола Иакова (1,6) находим такие слова: «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». А в послании Апостола Иуды (1,12) нечестивые христиане названы «безводными облаками, носимыми ветром».
Все эти примеры, однако, говорят о том, что проблема не в самом ветре, проблема в людях, которые не могут с этим ветром совладать. Мы не должны быть, ни волнами, ни облаками, а крепким кораблем. Ветер должен наполнять наши паруса, но корабль должен держаться верного курса, и рулевой – наш разум, должен крепко сжимать штурвал.
Автор: о. Ириней Погорельцев OP