Иез 9, 1-7; 10, 18-22
Пс 113
Мф 10, 1-7
В прошлом году я уже писал размышление на среду XIX рядовой недели. Оно касалось евангельского чтения, и вы можете прочитать его здесь: «Correctio fraterna» — https://www.verbum-christi.com/2019/08/14/correctio-fraterna/.
Когда наша совесть чиста, когда мы делаем всё, что в наших силах, чтобы помочь людям, окружающим нас, когда мы вкладываем всё своё сердце в то, что делаем или за что мы ответственны, то одно из самых неприятных переживаний, которое может нас встретить – это когда кто-то усомниться в наших добрых намерениях или прямо обвинит нас в злых. Это может сильно ранить, а в памяти остаётся очень долго. Чем больше наша самоотдача и посвящение, тем больнее нам, когда кто-то попирает их ногами.
Богу не привыкать, что кто-то его не замечает, кто-то с ним воюет, кто-то прикрывается Его Именем ради корыстных интересов, кто-то пытается переиначить Слова, обращенные Им к Своему народу… Грехопадение началось с сомнения, которое змей посеял в человеческом сердце: «подлинно ли сказал Бог?» (Быт 3,1). В воскресенье мы слышали слова Иисуса, обращенные к Петру: «зачем ты усомнился?» (Мф 14,31). Всё, что связывает Бога с творением, от начала до конца – это любовь. Когда двое любят друг друга, сомнение ранит по-особенному: «почему ты усомнился(лась) в моей любви к тебе?». Мир, который мы знаем, начался в любви, но именно сомнение изменило его до неузнаваемости. Мне кажется, что Бога не ранят настолько сомнения в Его существовании, в Его действиях на протяжении истории человечества, в Его всемогуществе и т.д., сколько сомнения в том, что Он – добрый и любящий Отец.
Сегодняшнее первое чтение состоит из двух кусочков из 9-й и 10-й глав. Стоит прочитать обе главы целиком. В 9-й главе пророк Иезекииль возглашает: «о, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля […]?» (Иез 9,8). Остаток – это самые преданные и верные Богу члены избранного народа. Почему же они тоже подвергаются наказанию? Бог отвечает: «они говорят: «оставил Господь землю сию, и не видит Господь»» (Иез 9,9). В испытаниях, которые выпали на долю Избранного народа, «остаток Израиля» также усомнился в том, что Бог держит всё в своих руках, что Он любит Свой народ, что желает ему добра. Сомнение самых преданных переживается труднее всего.
Любовь лежала в основе творения и искупления, сомнение в основе грехопадения. Любовь Бога способна восстановить из ничего мой разрушенный мир, сомнение способно обратить мой мир в ничто. Братья и сёстры, весь мир проходит непростой этап своей истории, во многих местах несправедливость проявляется в новых формах, с новой силой и размахом. Перед лицом новых страхов, опасений и бед, мы не должны позволить забрать у себя твёрдую уверенность в любви, доброте и милосердии нашего Бога.
Мария, Матерь Милосердия, молись о нас!
Автор: о. Антон Дёмшин, Бялогард