Святые Архангелы — Михаил, Гавриил, Рафаил

Святые Архангелы — Михаил, Гавриил, Рафаил

Дан 7, 9-10. 13-14

Откр 12, 7-12a

Пс 138(137)

Ин 1, 47-51

Сегодня Церковь празднует праздник Архангелов – Михаила, Гавриила и Рафаила. Этот праздник указывает нам на веру Церкви в существование Ангелов и их присутствие в жизни человека, народа, а также во всей истории спасения. Не только в Ветхом Завете мы много узнаем об этих Божьих посланниках, но также и Иисус призывает их, и видим их верное служение Спасителю всю Его земную жизнь и, конечно, в вечности. Сам Иисус в сегодняшнем Евангелии дает нам надежду на то, что мы будем видеть Ангелов Божьих… Несмотря на то, что ангелы [в обычном порядке] невидимы, так как они бесплотные, мы, люди, имеем много общего с ними. Мы и они — творение Божие, каждого ангела и человека Бог одарил личностью, свободной волей и разумом, красотой, сотворил с любовью для своей славы.  

Поэтому приглашаю, чтобы сегодня больше углубиться в познание наших братьев ангелов, чтобы вместе с Ними прославлять Бога за Его доброту и красоту и от Них учиться, как исполнять волю Божью в нашей жизни

Кто-то спросит: «Сколько существует ангелов?» Библия говорит, что тысячи, милионы, милиарды – а это значит, очень много. Некоторых знаем по имени, имена которых находятся в Библии. И здесь хочу заметить, что Церковь учит, что использовать можем только те имена, которые находятся в канонических книгах Библии. Было такое время, когда некоторые начали почить ангелов, имена которых находятся в апокрифах или в других изданиях, тогда в 745 году на Римском Синоде при папе Захарии, а также на Синоде в Аквизгране в 789 году было запрещено почитание ангелов с именами кроме трёх: Михаила, Гавриила и Рафаила – имена которых находятся в канонических книгах Библии. Было подчеркнуто, что, употребляя имена других ангелов, мы можем, даже не осознавая, обращаться к падшим ангелам. Это относится, в частности, к имени Уриэля, чье поклонение (как наиболее распространенное) было подано под Экскомунику (отлучение)  (решение Синода в Аквизгране подтверждает в этом вопросе учение более позднего Синода Константинополитанского с 869/870 г.)

В Книге Исхода мы читаем, что Бог сказал Израилю: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его (…), ибо имя Мое в Нем».(Сравните с Исх: 23, 20-23). Бог присутствует в  каждом ангеле, потому что Он сотворил его, и ангел вcегда исполняет Его волю. Можно сказать, что каждый ангел несёт в себе частицу Бога, открывает нам правду о Нём. Об этом свидетельствуют имена Архангелов, которые на еврейском языке звучат: Mika’el, Geber’el i Rafa’el. Каждое из этих имен содержит слово el, что означает —  Бог! Израильтяне использовали его в качестве замены имени Господа, которого они не произносят из уважения и страха перед Богом. Видим, что имена ангелов подчёркивают Господа, который всегда в центре. 

Приставка ‘архи’ к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение в сравнении с другими ангелами. Можно сказать, что они были посланы Богом для исполнения очень важных в истории спасения заданий. 

 Архангел Михаил
Михаил в переводе с еврейского обозначает «Кто как Бог».
Архангел Михаил в Святом Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда часто называют его греческим словом «архистратиг», т. е. Верховный военачальник, старший воин, вождь. 

Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли как «вождь воинства Господня» (Нав 5, 13-15). Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе (Дан. 10; 12).В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 7-9). Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола. ( Иуд. 9). 

В Ветхом Завете Архангел Михаил изображён защитником народа Божия.  Также Михаил является покровителем и защитником Святой Церкви.

Почитание Архангела Михаила было очень заметно ещё у еврейского народа, а христиане с самого начала и на протяжении веков особенно  почитают этого Архангела, о чем свидетельствуют храмы, построенные в его честь уже в IV столетии. В иконографии часто изображён  Архангел с мечом, побеждающий дракона, или держащий весы, так как традиция приписывает ему задание накладывать на весы добрые и плохие дела душ, которые предстают на суде Господнем. Так как Михаил является защитником и заступником Церкви, Его изображают также с кадилом в руках, которое заносит молитвы Церкви перед престол Божий. 

Интересно, что в литургической памяти много веков праздник Архангела Михаила праздновали два раза в год – 8 мая в память о явлениях аргангела на горе Гаргано в Монте-Сант-Анджело в Италии(V век) и 29 сентября по случаю посвещения римской базилики возле via Slaria. После того, как Папа Иоанн XXIII внёс изменения в календарь, остался только праздник в сентябре. А после  соборовой реформы (1969) поддержали дату 29 сентября, включая память двух других Архангелов.

Каждому из нас Его имя  «Кто как Бог» напоминает о том, что Бог один, и никто не может сравниться с Ним. Поэтому Господу стоит отдать свою жизнь и быть Его солдатом. Его имя поощрает нас воздавать славу  Господу только  потому, что Бог есть, существует! С девизом: «Кто как Бог!» –  можем сопротивляться соблазном, принимать сложные решения несмотря на страх, провозглашать имя Иисуса даже во время гонений, свидетельствовать не отчаиваясь из-за мнения других. Хорошо призывать на помощь Святого Михаила, когда мы ведём духовную борьбу или кто-то из наших близких, друзей борется с какой-то зависимостью или просто когда планируем сделать хорошое дело.  

Архангел Гавриил

Гавриил означает «Моя Сила – Бог» или «Сила Божья».

Бог повелел Архангелу Гавриилу возвестить Пресвятой Деве Марии тайну Воплощения Сына Божия. Ранее Он посылал его к пророку Даниилу, чтобы сообщить тому о времени рождения Христа; и к священнику Захарии, чтобы обрадовать того вестью о рождении Иоанна Крестителя. Отсюда следует, что миссия святого Гавриила связана с провозглашением мессианской тайны и наступлением полноты времён. «Из всех ангельских существ один лишь Гавриил удостоился раскрыть Марии касающийся Ее Божественный замысел и услышать в ответ Ее fiat», — замечает святой Бернард. Ангельское приветствие, обращённое к Марии, так просто и лаконично, а, вместе с тем, и значительно: «Радуйся, Мария, благодати полная…». Оно стало неотъемлемой составной частью одной из самых распространённых христианских молитв. В веровании людей на протяжении веков Ангела Гавриила почитают как «Ангела воплощения Слова Божьего», эта правда выражалась в молитвах о заступничестве Гавриила не только о защите, но и о помощи в принятии и понимании тайны воплощения. 

Литургическое почитание Архангела Гавриила началось уже в первые века христианства. В IX веке его имя появляется в «Святцах» под датой 24 марта, очевидно, в связи с праздником Благовещения.  На протяжении веков дни, посвещённые Гавриилу, были разные: 18, 24, 26 марта, 7, 11, 20 июня, 8 ноября и 18 декабря. В 1921 г. Папа Бенедикт XV установил 24 марта  праздник Архангела Гавриила и распространил его на всю Церковь. Позже святого Гавриила стали поминать 29 сентября, вместе с двумя другими Архангелами, Михаилом и Рафаилом.  Папа Пиус XII в 1951 году обьявил Архангела Гавриила покровителем радио, телевидиния и телефона. 

Гавриил — ангел рождения, начала, покровитель семей и тех, кто работает со словом: журналистов, писателей, почтальонов. Его имя связано со словами, которые он сказал Марии: «Нет ничего невозможного для Бога!» Наш Бог – Бог чудес! Нет такой проблемы, такой ситуации, из которой нет выхода. Христианин имеет право на постоянную радость, потому что он находится в руках Бога, который управляет миром. Иисус уже победил смерть. Нам не нужно беспокоиться о результате борьбы, которая происходит на наших глазах. Через Крещение мы принадлежим Христу, а это означает, что победа на нашей стороне.  К Гавриилу можно обращаться, когда нам не хватает надежды, когда мы начинаем новый этап в жизни, когда боимся завтрашнего дня. Его имя напоминает нам, в чём заключается вся наша сила – только в Боге! 

Архангел Рафаил

Рафаилозначает «Бог исцеляет»

Об Архангеле Рафаиле в Библии мы можем прочесть только в Книге Товита. В ней говорится о нём, как об одном из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго (Тов 12, 15). Этот Архангел представлен в человеческом виде – был дан в спутники молодому Товии как проводник, а также помогал молодому Товии вступить во взрослую жизнь. Притом он помог больным – престарелому отцу Товии и его молодой невесте Сарре – и посредничал не только вы исцелении тела, но и души. С древнейших времён Церковь считает Рафаила покровителем путешествующих, а также небесным ходатаем за тех, кто совершает своё духовное странствие по жизни. Его литургическое поминовение восходит, по крайней мере, к Средним векам. Папа Бенедикт XV сделал его обязательным во всей Церкви и до реформы календаря его праздник был 24 октября. Ныне это поминовение совершается 29 сентября, в один день с поминовением Архангелов Михаила и Гавриила. Святой Рафаил указывает на доброту Божьего Проведения, поэтому некоторые Учителя Церкви видели в нём прототип Ангела Хранителя. 

На основе событий, описаных в книге,  Его почитают как покровителя путешествующих, врачей, аптекарей, больных, поломников, эмигрантов, странников и матросов. Он также покровитель тех, кто  распознаёт своё призвание, ищет мужа или жену. Своим поведением он показывает Бога, который добр и не хочет смерти человека, он говорит о Боге, который не создавал болезни и страдания, но хочет принести человеку облегчение и полноту жизни. Это, в первую очередь, к Богу надо обращаться при решении всех проблем, болезнях. Мы не должны никогда обращаться за помощью или советом к энерготерапевтам, экстрасенсам, колдуньям и т.д.  Бог – лучший врач, и он хочет исцелить. К Рафаилу можно обратиться за помощью в период грусти, депрессии и кризиса. Просить его о заступничестве, когда наши близкие болеют. Нужно верить, что Бог знает, что нам нужно, и хочет это нам дать. Его миссия по отношению Товии закончилась прославлением Бога. Для себя не хотел никакой платы.  «Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. (…)Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек» (Тов 12, 5-20). 

С благодарностью Богу за таких небесных помощников и защитников также в нашей жизни обратимся с молитвой к архангелам:
«О архангел Михаил, помоги нам в сражении! Каждый знает, с чем он борется сегодня в своей жизни; каждый из нас знает о своей главной баталии, от исхода которой зависит спасение. Помоги нам, о архангел Гавриил! Принеси нам спасительную Благую Весть о том, что Иисус пребывает с нами, что Господь принёс нам спасение: даруй нам надежду. О архангел Рафаил, возьми нас за руку и помоги в пути, дабы мы не ошиблись дорогой и не стояли на месте. Мы должны всегда идти вперёд, с твоей помощью».

с. Иоанна, CSA, г. Сургут

Ответов: 2 »

  1. «И здесь хочу заметить, что Церковь учит, что использовать можем только те имена, которые находятся в канонических книгах Библии.»

    Речь не только о именах которые находятся в апокрифах или в других изданиях, но и о существовавшей народной практики присвоения имени своему Ангелу-хранителю.

    «Следует избегать практики присвоения имен Святым Ангелам, за исключением случаев с Гавриилом, Рафаилом и Михаилом, чьи имена содержатся в Священном Писании.»(Congregation for Divine Worship and Discipline of the Sacraments, «Directory on Popular Piety and the Liturgy», §217)

  2. Уважаемый о. Марэк, спасибо за размышления. Спасибо за подробное описание Архангелов, о Их делах, предназначениях. Мир всем, аминь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *