Чаша Христова

Чаша Христова

Иер 18, 18-20

Пс 30 (31)

Мф 20, 17-28

Слово, которое Бог обращает к нам сегодня, помогает нам объять своим вниманием очень важную характеристику Великого Поста, которая часто ускользает от нас. Когда в начале Поста мы слышим Евангелие, в Котором Господь призывает нас к посту – воздержанию, молитве и милостыне, которые должны совершаться не на показ, но наедине с Богом, у нас часто создается впечатление, что вообще вся Великопостная практика – это об улучшении своего взаимодействия с Богом наедине. О том, что надо почаще уединяться, входя в свою комнату, чтобы там говорить с Богом. Отсюда наша активность в поиске все более разнообразных методов аскезы – воздержания в широком смысле слова. 

Это неверный подход, но не только потому, что все время обращает внимание на мои собственные действия, в то время, как любая молитвенная, аскетическая или милосердная практика призваны помочь мне расчистить в себе место для принятия благодати и помочь мне научится лучше сотрудничать с ней.

Этот подход неверен, потому что подчеркивает индивидуальность моих отношений со Христом, в то время как всякий Христианин призван созидать свои внутренние отношения, как член тела Христова. Когда мы говорим о подражании Христу, о следовании за Христом, мы постоянно скатываемся к тому, чтобы воспринимать Господа только как внешний пример правильного поведения. Но не случайно, Апостол призывает нас иметь те же чувствования, которые во Христе. Наше подражание означает все большее углубление в действие Христа в нас, в мою личную принадлежность Христу, как главе Тела, из которой возникает взаимная причастность друг другу и всех членов этого Тела.

Пророчество, которое Иеремия не столько говорит, сколько переживает в своей жизни, безусловно относится ко Христу. Это Он – Тот который стоя посреди замышляющих злое, продолжает воздавать за зло добром, продолжая молиться за своих мучителей. И если сегодня Бог обращает слово этого пророчества к нам, то не просто призывая следовать примеру, но помогая осознать, что если мы сами обнаруживаем это зло вокруг себя, если обнаруживаем, как на добро отвечают злом, то это значит, что Христос сегодня через нас продолжает осуществлять это пророчество о себе. Потому что и Псалом, который мы с легкостью способны сделать своей собственной молитвой, как когда-то был молитвой Давида, в полной мере является молитвой Самого Христа, утверждающего Себя в уповании на Бога в Гефсиманском борении и предающего Свой дух в руки Отца. И слова Псалма возвращаются к нам как наша молитва в тот момент, когда мы осознаем, что Христос уже, впереди нас прошел через путь этих страданий, открыл путь в Царство Отца. И поэтому, следуя за Ним по пути Его страданий, принимая свои собственные страдания как способ нашей причастности к страданиям всего Его Тела – Церкви, мы тем самым принимаем Его чащу и участвуем в Его крещении, чтобы вслед за Ним войти в Его Царство.

Тогда оказывается, что все практики Великого Поста призваны помочь нам лучше осознать эту сопричастность Чаше Христовой – спасительному пути Его страданий, в котором Он позволяет нам участвовать не наблюдателями. Одновременно, практики позволяют вспомнить, что Великий Пост в Церкви — это не время личного покаяния за грехи, но участия в покаянии тех, кто готовится принять крещение и тех, кто особенно в этом покаянии участвует. Потому что, соединяясь глубже и крепче со Христом в Его Теле, мы становимся ближе друг к другу.

о. Сергей Тимашов, Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *