Речные потоки веселят град Божий

Речные потоки веселят град Божий

Иез 47, 1-9. 12

Пс 45 (46)

Ин 5, 1-3a. 5-16

Сегодня годовщина канонизации пяти святых, четверых испанцев и одного итальянца:

Франциска Ксаверия, Игнатия Лойолы, Терезы Иисуса, Изидора земледельца, и Филиппа Нери.

Много образа воды в сегодняшних чтениях! Вода напоминает Крещение. Псалом говорит о реке, который веселит град Божий. В Иерусалиме нет реки. Есть источник Гихон, который течет через тоннель к Силоамскому пруду. В Первом чтении река течет из Иерусалимского Храма. Это один из образов пророка Иезекииля, который до такой степени фантастичен, что обязывает нас дать образу символическое истолкование. Вода реки дает жизнь всей окружающей территории, исцеляет все, даже Мертвое Море. Божье милосердие и доброта приходят в таком изобилии. Как приняли бы это пророчество Иезекиль сам и народ в изгнании в Вавилоне? Перед ним стояли трудные задачи возвращения и восстановление разрушенного  города и храма.

Евангельская сцена происходит при купальне Вифезды.  Вода здесь только как фон. Паралитик не успеет войти в купальню. Встреча с Иисусом, а не вода, стала важной для исцеления. (Кстати, до того, как археологи нашли это место, именно точно, как описывается в Евангелии, люди считали, что Евангелие от Иоанна более богословское и мистическое сочинение. Археологи подтвердили, что есть конкретное место, где говорится, что лечение произошло. Таким образом, можно предполагать, что Евангелие от Иоанна содержит историческую информацию.)

Это Великий Пост, подготовка к Пасхе, крестильный праздник. Пасха, день Христового Воскресения, день, в который крестятся новые христиане, и день, когда уже крещеные обновляют обещания, сделанные при их крещении. Также Воскресший из мертвых Иисус обновляет Свои обещания верующим.  Когда три чтения говорят нам о воде, очевидно, это намек на то, что мы должны размышлять о крещении. Крещение является той мистической рекой, которая веселит град Божий. Символически это Церковь Божья, которая радуется крещению. В пророчестве Иезекииля есть столько воды, которая течет из Иерусалимского Храма, и везде исцеляет. Где я живу сейчас, есть много воды, есть большая река и есть речки, есть озера и болота. Иерусалим и вокруг его – очень сухое место. Я когда-то жил в пустыне. Видишь, как при появлении воды является жизнь. Видишь деревья и траву и знаешь, что речка или источник близко. Иисус говорит, что из чрева верующих в Него потекут реки живой воды (Ин 7,38). Это символ Святого Духа. Это чудесная река в чтении из пророка Иезекииля —  Животворящий Дух Божий, который дает изобилие жизни. Через крещение и нашу веру в Иисуса есть в нас и в каждой общине Вселенской Церкви такое действие Святого Духа и благодати. Можно петь в словах псалма: Речные потоки веселят град Божий.

о. Майкл Дежардэн SJ, г. Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *