Деян 1, 15-17. 20-26
Пс 112 (113)
Ин 15, 9-17
Первое сегодняшнее чтение рассказывает о том, как был выбран святой Матфий, чтобы заменить погибшего предателя Иуду Искариота. Мы слышали это чтение уже в воскресенье.
И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. (Деяния 1:23-26)
Помимо этих данных Святое Писание больше не говорит o Maтфие. Есть легенды о том, как он проповедовал Евангелие в Грузии или Эфиопии. В разных местах почитают его мощи. Есть цитаты от так называемого Евангелия или Предания Матфия у святых отцов, но этот текст считается еретическим и не от Матфия. Он потерян и существует только в фрагментах, которые цитируют разные святые отцы. Прошло 2000 лет, и сейчас мы вспоминаем только отдельные имена и отдельные факты из жизни многих апостолов и других персонажей Нового завета
У меня есть своеобразная теория. Иисус до Вознесения повелел апостолам: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. (Деяния 1, 4-5) Иисус не сказал им ничего о том, что надо найти замену Иуде. Это не было действием, принятым под влиянием Святого Духа. Это было действие людей, не способных сидеть спокойно в молитве и ждать Святого Духа. Сам Воскресший Христос заботился о замене Иуды, когда на пути к Дамаску Он вошел в жизнь Савла.
Мы могли бы быть представить, что это именно мы решили следовать за Иисусом. В сегодняшнем Евангельском текст Господь напоминает нам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…
В так называемых синоптических Евангелиях (т.е. в Евангелиях от Матфея, Марка, и Луки), когда спрашивают Иисуса о самой важной заповеди в иудаизме, Он, как другие раввины эпохи, резюмирует Закон Моисеев в двух заповедях любви к Богу и ближнему: Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матфея 22, 37-40)
Это высокое нравственное учение. Это Закон Моисеев в двух словах. Это суть иудейской религии. Но в сегодняшнем тексте из Евангелия от Иоанна, Иисус говорит нам о другой заповеди, самой важной для Его учеников: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин 15, 12-13)
Иисус всегда призывает к подражанию самого Бога Отца и Самого Себя. В Нагорной Проповеди Он призывает быть милосердным, как наш Отец небесный. В Иоанновом тексте Он дает нам заповедь о том, чтобы любить, как Отец любит Сына, и как Сын любит нас. Это любовь — наравне с Крестом Господним.
о. Майкл Дежардэн SJ, г. Томск
«Сам Воскресший Христос заботился о замене Иуды, когда на пути к Дамаску Он вошел в жизнь Савла.»
Избрание Матфия Апостолом на замену Иуды это и есть забота Иисуса,
разве не записано в нашем законе:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.»(Мф.18:19-20)- это начало действовать еще при Его жизни на земле, а не только после сошествия Святого Духа.(Мк.6:7;Лк.10:1)