Дан 7, 9-10. 13-14
2 Петр 1, 16-19
Пс 96
Мк 9, 2-10
Символы, акценты сегодняшнего праздника Преображения – это сияние света, сияющая белизна (чистота!) одежд, облика (души!), это близость Божией Славы (Его Царства!), это призыв к слушанию Сына, слушанию Слова. Свет – Сияние – Слава – Слушание – Слово.
Есть разные моменты в библейской истории, которые возвращают нас к этим понятиям. Но сегодня я хочу остановиться на двух моментах, связанных со Слушанием, с Вниманием и Пониманием. Это история Вавилонской башни (Быт 11, 1-9) и Сошествия Святого Духа на Апостолов (Деян 2, 1-18).
Недавно мы с подругой провели свой отпуск в Благовещенке. Это село в Кабардино-Балкарии, в котором построен красивейший романский храм из саманного кирпича. Интернет на территории прихода не работал; никого, кроме нас двоих, там не было, и несколько дней мы просто молились и читали размышления Дитриха Бонхёффера. Там, в Благовещенке, мы каждый день по несколько раз цитировали Апостола Петра из сегодняшнего Евангелия: «Равви! хорошо нам здесь быть!» (Мк, 9, 5). Это было наше пребывание на Фаворе, в облаке Божьей Славы (когда выбрались на Эльбрус, буквально, в облаке и поднимались на канатке).
И вот, при всём этом, при всей схожести наших взглядов, многих интересов, при том, что мы говорим на одном языке и живём в одном культурном поле – мы иногда, буквально, не слышали друг друга, не понимали друг друга. А иногда, наоборот, понимали без слов, предугадывали мысли друг друга и обнаруживали, что понимаем не только слова о духовном опыте, но и что-то большее. То есть в эти дни мы осознали, что имеем опыт и Фавора, и Вавилонской башни, и Пятидесятницы.
И если опыт Пятидесятницы – это несомненная благодать, на которую, с нашей стороны, нужно было открыться (убрав из этих нескольких дней весь лишний шум). То Вавилонская башня – это то, что мы воздвигаем часто и усердно, порой даже неосознанно. Наверное, причины, толкающие людей строить башни до небес, бывают разные. И первая (и основная!) – очевидно – гордыня. Но в Благовещенке мы заметили одно из проявлений гордыни в том, что нам мешает услышать другого человека уверенность в собственной правоте. С этой собственной правотой мы и взбираемся на вершину башни, пытаемся убедить других – да так, что не остается возможности услышать этих других.
И теперь возвращаемся к другой вершине – сегодняшней горе Фавор: «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк 9, 7). Вот оно – простое правило Слушания – внимать гласу Возлюбленного Сына Божьего (ср. вступительная молитва Преображения).
Как слушать и слышать Иисуса? Он говорит в твоём (моём) сердце, говорит через Писание, через Церковь, через братьев и сестёр, через творение. Чтобы отличить Его голос нужна тишина, время и место. Внутренняя тишина и время – даже больше, чем конкретное место. Именно поэтому в Ветхом Завете освящается Суббота, а в Новом – Восьмой день, в который воскрес Спаситель – Воскресенье.
Себе и всем желаю каждый день выделить «святое время», чтобы Слушать Слово, внимая гласу Сына Божия.
Наталья Ивашковская, Саратов
Фото: Храм Благовещения, с. Благовещенка Прохладненского района КБР
Фотограф: Ольга Панкратова, Саратов
«С этой собственной правотой мы и взбираемся на вершину башни, пытаемся убедить других – да так, что не остается возможности услышать этих других.»
Хорошо сказано, но есть другая сторона- «Вавилонская башня» строится коллективно, т.е. при «строительстве» мы слушаем, охотно слушаем, но несут ли говорящие нам Слово или блокируют Его услышать от другого человека?
«Надо запрещать любое слово или поступок, которые из лести, угодничества или подобострастия поддерживают и утверждают других в лукавстве их действий и порочности поведения.»(2480ККЦ)
О! Спасибо за эту мысль о коллективном строительстве! Очень важная мысль об общественной природе греха. И о том, что спасаемся мы тоже вместе, в общине Церкви.