Иез 2, 8 — 3, 4
Пс 118 (119)
Мф 18, 1-5. 10. 12-14
Сегодняшние святые Понциан и Ипполит жили в Риме в третьем веке. Мы знаем, что мы, христиане – грешники, и всегда так было. И такими же были римские христиане в третьем веке. Как сегодня мы живем при расколе христиан, и тогда был раскол среди римских верующих. Каждая группа христиан выбрала себе своего епископа, своего папу римского: Понциана, который считается подлинным папой; и Ипполита, которого считают антипапой или лжепапой. После эпохи религиозной толерантности пришел к власти император, который не любил христиан, и Понциан, и Ипполит были арестованы, отправлены на исправительный труд в Сардинию на каменоломню. Предполагается, что в изгнании они примирились. Они оба погибли там за веру, таким образом, они оба — мученики. Их мощи вернули в Рим. Ипполит может быть тем же самым человеком, который был богословом и автором некоторых ранних христианских писаний. Но, может быть, это только совпадение имен.
Вчера начали читать на Мессе отрывки из книги пророка Иезекииля. Текст сокращен, таким образом, мы не слышали полностью все образы в видении. Среди прочего, мы не слышали, как пророк видел чудовище, у которого — головы с четырьмя лицами: человека, льва, вола, и орла. Этот образ повторяется в книге Откровения в Новом Завете.
В христианском искусстве эти лица представляют четыре евангелиста: Матвей, Марка, Луки и Иоанна. Сегодня в отрывке Бог повелевает пророка съесть свитки, символ того, что он должен усваивать Слово Божье, чтобы стать пророком и потом передать Слово. Это призыв к нам. Всякий крещеный человек призван, чтобы вместе с Иисусом быть пророком (и священником и царем). Мы призваны «съесть», поглотить Слово Божье и усвоить его. Это можно делать посредством размышления, то есть прочувствовать и наслаждаться Словом, в любви представляя себя перед Богом, Который обращает Свое внимание на нас, Который общается с нами через Слово. (В ответном псалме повторяем: Слово Твоё сладко, Господи Боже!) Часто бывает, что мы, читая молитвы, направляем множество слов к Богу. Гораздо важнее слушать то, что Он говорит нам. Божье Слово требует процесса не только слушания, но также усваивания.
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея Иисус говорит нам как важны дети и о том, что мы должны быть как дети. Предполагаю, что Господь не хотел здесь сказать, что мы должны орать и бегать по храму во время Святой Мессы. Однако, таких детей, и других очень простых людей, то есть, малых сих, Иисус считает очень важными. Каким образом он выражает такую важность? Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного. Что это означает? Обычно в древнем иудейском представлении о небесном дворе, ангелы не смотрят прямо на Бога. Как в шестой главе пророка Исайя, серафимы скрывают свое лицо, и для этого у них есть одна пара крыльев для этой цели. Иисус говорит, что ангелы детей настолько важны, чтобы смотреть на Бога прямо лицом к лицу! Осторожно, Иисус замечает, что ангелы этих детей — очень важные и сильные существа! Дети же сами — без сил и без важности. Как во многих случаях в Ветхом Завете условия «малых сих» имеют ввиду место, где Бог может действовать и царствовать. Столько раз в день мы молимся «да прийдет Царствие Твое». А оставляем ли мы место, в котором наш Отец мог бы действовать и царствовать? Часто мы думаем, что зависимы только от своих собственных сил и царствования сил мира сего.
о. Майкл Дежардэн SJ, г. Томск
«Часто бывает, что мы, читая молитвы, направляем множество слов к Богу. Гораздо важнее слушать то, что Он говорит нам.»
Слушание слова Божия- это тоже молитва, молитва созерцательная(2716ККЦ)
Церковь говорит не о важности одной молитвы над другой, а о взаимосвязи- внутренняя молитва не исключает устной, а устная молитва по мере нашего осознания с Кем мы говорим становится первой формой молитвы созерцательной(2704ККЦ)- слушанием слова Божия, т.е. это путь молитвенной жизни к достижению высшего проявления молитвы(2714ККЦ).