Марфа и Мария и т.д.

Марфа и Мария и т.д.

Гал 1, 13-24

Пс 138 (139)

Лк 10, 38-42

До обращения Святой Павел был очень образованным и строгo соблюдающим Закон Моисеев иудеем. У него было образование, как у раввина. Несмотря на это, когда он проповедовал язычникам, он не требовал, чтобы они стали иудеями, чтобы стать христианами. То есть, он не требовал, чтобы они совершали обрезание и соблюдали Закон Моисеев. Другие миссионеры, наоборот, проповедовали: чтобы быть христианами, надо соблюдать весь кошерный регламент, правила очищения и обряд обрезания. Эти миссионеры обвиняли Павла в том, что он упрощал всё для новообращённых. Поэтому он пишет в послании к Галатам о том, что он был в своем роде супер-иудеем, очень строгим фарисеем и до того, как он встретился с Воскресшим Христом, считал, что надо было преследовать христиан. Это достижение в Иудействе используется, чтобы подчеркнуть его глубокое понимание об этом деле. В то время, и даже в наши дни существует одно течение раввинского учения, которые учит, что при пришествии Мессии будет конец Закона. Это раввинское мнение присутствует и у Святого Павла. В Новом Завете есть также другое раввинское мнение: с пришествием Мессии будет, наоборот, совершенствование Закона. (Так святой Матфей представляет нам учение Иисуса в Нагорной Проповеди)

Павел пишет: когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей. И Псалом 138(139) говорит о том, как Бог соткал меня во чреве матери моей. Это древнее молитвенное стихотворение подчеркивает Божью близость к нам всегда и везде. Это должно быть для нас утешением, а не угрозой! Церковное использование этого псалма обычно исключает стихи 19-22, как, например, текст в часослове, потому, что эти стихи выражают чувства не в духе Нового Завета.

История Марфы и Марии традиционно используется в Церкви для противопоставления двух типов жизни. Марфа, занятая на кухне приготовлением пищи для Иисуса и других гостей, — символ деятельной жизни. Мария, «сидящая у ног Иисуса», слушающая и созерцающая Его, представляет созерцательную монашескую жизнь, как например, у монахинь-кармелиток и монахов-траппистов. Мария выбрала лучшую часть. Таким образом, Церковь исторически считает, что созерцательная монашеская жизнь превосходит активную монашескую жизнь.

Один из моих профессоров Священного Писания, читавший лекции по Евангелию от Луки, рассуждал о том, чему автор Евангелия пытался научить читателей своего Евангелия около 90 года н. э., людей второго и третьего поколения Церкви. Церковные общины обычно собирались в частных домах. В культуре, где место женщины — на кухне, Лука использует слова Иисуса, чтобы подчеркнуть, что Мария — настоящая ученица. Фраза «сидеть у ног» означает «быть учеником кого-то». Мария, действительно, является ученицей Иисуса, как и женщины в Евангелии от Луки 8:1-3. Женщины имеют право участвовать в общине, как и мужчины. Место Марии и других женщин — не на кухне, а на собрании церковной общины. Она избрала лучшую часть.       

Еще одно возможное понимание этих стихов касается гостеприимства на церковном собрании в частном доме. Много лет назад, когда я работал в Чили, в одном приходе были небольшие общины из пяти-шести супружеских пар. Они собирались, чтобы читать и размышлять над Священным Писанием, а хозяева всегда угощали гостей едой. От дома к дому гостеприимство возрастало. Хозяева старались превзойти предыдущих хозяев. Возможно, в словах Иисуса есть два уровня смысла: «…одно только нужно». Иисус говорит, что самое главное — слушать Его. Возможно, святой Лука также пытается научить людей, что на церковном собрании достаточно подать одно простое блюдо, которая не требует от женщин отлучаться с собрания.

Не только созерцательные монашествующие, но и все христиане призваны сидеть у ног Иисуса, то есть сделать Его главным в нашей жизни, быть настоящими учениками, слушать Его и созерцать Его.

Стоит отметить, что текст о Марфе и Марии расположен после Притчи о добром самарянине, то есть — после учения о христианской деятельности, и перед учением Иисуса о молитве.

       о. Майкл Дежардэн SJ, г. Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *