Почему Последний Суд Страшный?

Почему Последний Суд Страшный?

Ис 11, 1-10

Пс 71

Лк 10, 21-24

«Отче, таково было Твоё благоволение» (Лк 10, 21)

Отец всё предал в руки Сына (Лк 10, 22). И это совсем не похоже на то, что обычно может себе вообразить взрослый человек, практичный и реалистичный. Зато ребёнок, свободный от стереотипов и разочарований, улавливает это легко и непринуждённо.

«Волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей» (Ис 11, 6-7). Разум подсказывает, что это… нереально. В нашем мире, где есть хищники и их жертвы, такое положение вещей невозможно.

Но Исайя и не говорит о нашем мире. Он говорит о мире, который пройдёт через Суд истины. И раз уж Матерь Церковь предлагает нам именно эти отрывки из Исайи и Луки в первые дни Адвента, речь идёт о Страшном Суде во второе пришествие Христа.

Почему Последний Суд мы интерпретируем как Страшный? Вот, как говорит о грядущем суде первое чтение: «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого» (Ис 11, 4).Почему человек страшится правды? Страшится настолько, что ищет различные способы её не видеть, попадает в зависимости и всё больше увязает во лжи. Очевидно, что правда о состоянии человеческой души малоутешительна: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3, 23); «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер 17, 9) и, наконец, «Плата за грех — смерть» (Рим 6, 23). Иисус предостерегает: «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф 7, 13-14). Помните, что Иисус ответил ученикам после встречи с богатым юношей, когда они спросили: «кто же может спастись?» (в контексте происшедшего: кто же может спастись, если всякая земная привязанность лишает царствия Божия?) – «Христос отвечал: человекам это невозможно…» (Лк 18, 27).Удар барабана, меч гильотины падает… – Вот такая правда. Точнее, половина правды, которую нам подсовывает враг человека.

Ведь сразу же Иисус добавляет: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Лк 18, 27). Сын, которому Отец всё предаёт, – и Бог, и Человек. Причём единственный Человек, способный выстоять на Последнем Суде перед Богом. На Нём почиет Дух Господень, и потому: «Он будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдр Его — истина» (Ис 11, 3-5).

Страшно для нечестивых. Но для бедных и страдальцев есть надежда. Страшно предстать в правде перед Справедливым Судьёй (и самим собой). Но перед лицом Милосердного Судьи для бедных и страдальцев есть надежда.

Нынешний Адвент – особенный. Потому что предшествует не только Рождеству, но и Юбилейному году с девизом «Паломники Надежды». А библейский смысл каждого Юбилея: свобода, освобождение из рабства, прощение грехов и милосердие.

Пусть Адвент станет для меня временем истины, покаяния, освобождения, надежды и милосердия. Истины в свете Святого Духа о состоянии моего сердца. Покаяния в том, что редко решаюсь выбирать узкий путь, ведущий к спасению. Освобождения из рабства греха. Надежды на Всеблагого Отца. Милосердия, полученного ценой крестной смерти Сына.

«Да, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение» (Лк 10, 21).

Автор: Наталья Ивашковская, Саратов

Картина: Иероним Босх, «Страшный суд», фрагмент картины «Семь смертных грехов» 1475-1480 гг. Музей Прадо Мадрид

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *