Ос 8, 4-7. 11-13
Пс 113B (115)
Мф 9, 32-38
После смерти Соломона его Царство разделилось на два государства: Иудея — на юге, и Израиль — на севере. Наши документы из Ветхого Завета отражают больше взгляд Южного царства. Пророк Осия передает Слово Божье против Северного Царства. Они — раскольники. Не только основали новое государство со своими отдельными царями, но также организовали свою собственную систему религии. Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель. Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься. (Осия 8,4-5) Мы читаем в книге 3 Царств : И, посоветовавшись, царь[Иеровоам] сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, [и оставили храм Господень]. И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. (3 Царств 12:28-31) Напоминает бунт народа в книге Исхода, когда они поклонялись золотому тельцу.
В святынях Северного Царства, в действительности, не было тельцов, но были образы дикого быка. Идея была в том, что невидимый Бог стоит на спине быка, который был символом силы и могущества. В Иудее смеялись над этой практикой, говоря о тельце вместо быка, и считая его идолом. В святилище Иерусалимского храма, куда простой народ не заходил, и первосвященник заходил только раз в год ходил—был ковчег завета, над которым были образы «херувимов». В христианском искусстве ближе к нашей эпохе херувим изображался как ангел в виде пухлого ребенка. В Ветхом Завете херувим- чудовище с человеческой головой, звериным телом и крыльями. Как бы невидимый Бог восседал на херувимах, как на престоле. Люди этого не видели. Конечно, всегда легче критиковать чужие религиозные практики, чем свои, и всегда легче не стараться понять других людей. Заповедь против образов идолов Ветхого Завета можно сравнить с тем, что в книге Бытия говорится о том, что человек сотворен по образу и подобию Бога. В Новом Завете в послании к Колоссянам 1,15 мы читаем, что Христос — образ невидимого Бога. Это католическое и православное оправдание для иконических образов в храмах. Но удивительно, что Народ Божий в Ветхом Завете уже понял, что любой образ Божий неадекватен. В наше время мы знаем, что вселенная, сотворенная Богом, такая огромная. Больше, чем миллиард звезд в нашем галактике, больше, чем миллиард галактик, И Творец беспредельно больше, чем все это! У каждого из нас есть свои идолы, то, что занимает место Бога в нашей жизни. Какие у тебя? Ты готов сломать их?
В Евангелии сегодня — Бог, Который уничижил Самого Себя и стал Человеком, Иисус Христос, совершает экзорцизмы и исцеляет людей, обвинен с тем, что Он выгоняет бесов силой князя бесовского. Сегодня мы читаем вариант святого Матфея. Специалисты по Библии считают, что он использовал Евангелие от Марка, как один из своих источников. Видно, как он сокращает рассказ Марка. Он пропускает материал о богохульстве против Святого Духа. Может быть потому, что слова Иисуса о грехе, который никогда не будет прощен, слишком трудны и непонятны.
В эту неделю друг мирянин написал мне электронное письмо о ситуации в епархии, где я вырос. За последний год умерло тридцать священников, и рукоположили только трое новых. Один знакомый ему священник с двухлетним опытом был назначен настоятелем двух приходов одновременно. В многих местах мира Бог призывает католиков к тому, чтоб искать новые подходы к служению в Церкви. Иисус уже лицезрел своим божественным взглядом не только Свою эпоху, но и наше время, говоря, что нужно больше людей в святом служении. Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Чтобы мы не поклонялись всяким разным современным идолам, но покаялись и искали и проповедовали Царство Божье вместе с Иисусом, нам нужны люди, чтобы помочь нам: священники, монашествующие, миряне. Помолимся, как Иисус повелел, чтобы Бог послал нам больше таких людей.
о. Майкл Дежардэн SJ, г. Томск