2 Фес 1, 1-5. 11b-12
Пс 95 (96)
Мф 23, 13-22
Возлюбленные братья и сёстры! Сегодня перед нами необычный фрагмент Евангелия. «Горе вам!» — так начинается сегодняшний отрывок и это обращение Иисуса становится ключевым. «Горе вам!» Что чувствуем мы, когда слышим эти слова? Что чувствовали люди, к которым были обращены эти слова Спасителя? Разве Господь не мог выразить Свои предостережения помягче? Однако, Возлюбленные, для Христа очень важен человек: его жизнь и особенно его сердечная искренняя вера. А фарисеи и книжники — это как раз те люди, которые, увы, такой веры не имели. Будучи профессионалами в вопросах веры и духовности, они забыли о самом главном – о Самом Боге. На примере фарисеев и книжников мы видим, что случается с человеком, когда он как бы приватизирует свою веру, делает из неё лишь блестящий фантик, чем вводит ближних в заблуждение. Такой человек перестает видеть целое: мир, ближнего и Бога. Такой человек путает приоритеты и гонится за временным, на что и обращает внимание Христос, когда говорит, что клянущийся золотом на жертвеннике клянется не самим золотом, но всем жертвенником. Когда люди вокруг знают, что я связал свою жизнь с Богом, что я постоянно молюсь, хожу на святую мессу, читаю и знаю Священное Писание, то они ожидают от меня соответствующего отношения к жизни. Однако если я пренебрегу своей личной верой и стану лишь гнаться за преходящим и заботиться только о собственной корысти, я по-настоящему потерплю горе — потеряю вкус к жизни. Ведь тогда я, даже если буду обходить «море и сушу, дабы обратить хотя одного», в конце концов введу ближнего в заблуждение и даже (не дай Боже!) сделаю «его сыном геенны». И здесь я хочу сказать, что такая ответственность лежит не только на монашествующих и священниках, но и на каждом верующем.
Действительно, жизнь по вере – непростая вещь! Разве мы сможем справиться со столь серьезной задачей? Что же нам делать?
Ответ мы находим в Первом чтении из Второго Послания ап. Павла к Фессалоникийцам. Там звучат такие слова: «Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе…» (ст.11б). Если прочитать этот стих в другом варианте, то увидим следующее: «Бог наш счел вас достойными вашего призвания, и просим, чтобы Своей силой Он исполнил каждое ваше доброе начинание и дело веры». Возлюбленные! Как бы ни была трудна наша жизнь по вере, сама наша вера – дар Бога, призвание. И Господь посчитал нас достойными, чтобы стать Его детьми! Он верит в нас и дарует нам все необходимое, чтобы мы имели силы жить по вере. Самое главное – не отворачиваться от Него и непрестанно к Нему приходить, даже когда мы ощущаем внутреннюю сухость, апатию и брошенность. Наша вера это не просто убеждение, это – новая жизнь. А новая жизнь, поскольку она именно «новая», всегда яркая, светлая и…вкусная. Действительно, когда мы живем целиком и полностью своей верой, то всегда ощущаем вкус к жизни. Этот же вкус испытывают и наши ближние при общении с нами.
Возлюбленные! Давайте будем учиться этому вкусу жизни у Пресвятой Богородицы. Сегодня мы отмечаем праздник Ченстоховской Божией Матери. Давайте каждый из нас сегодня всмотрится в эту прекрасную икону и найдет тот элемент, который его как-то затронет, вдохновит. Лично меня вдохновляют два элемента: рука Богородицы, указывающая на Христа и два «шрама», оставленные историей на Её лике. Дева Мария поставила Христа в центр Своей жизни и по сей день через живое Предание Церкви Она постоянно указывает нам на самое большое Сокровище во вселенной. Характерные же для сегодняшней иконы «шрамы» могут научить нас тому, что даже самые глубокие и большие раны могут стать уникальным местом Божьего милосердия и нашей крепкой надежды. Ведь каждая наша рана — это всегда взгляд в будущее – туда, где Господь все расставит на свои места и где вкус к жизни никогда не исчезнет.
брат Андрей SVD