1 Кор 3, 18-23
Пс 23 (24)
Лк 5, 1-11
Сегодняшний отрывок из Евангелия расскажет нам многое, но ещё больше мы можем предполагать и додумывать сами. Помимо того, что Евангелист нам писал, можем смело добавлять разные элементы — не фантазируя, но имея в виду контекст события и обстоятельств.
Иисус первый раз проповедует перед множеством народа. До этого Он учил в синагогах или в маленьком кругу. Поэтому, можем думать, что братья Симон и Андрей и также Иаков и Иоанн как минимум уже слышали об Иисусе. А скорее всего даже были знакомы — раз Иисус уже был в гостях у Симона и там же исцелил тёщу Симона и потом ещё многих других, и он услышал как бесы признают Иисуса как Сына Божия (Лк 4,38-41). Так что сегодняшний наш текст никак не описывает первую встречу незнакомцев. Ну и относительно спокойная реакция Симона вначале указывает на то, что общение с Иисусом ему привычно.
У нас ведь тоже такое бывает, что мы относимся к Иисусу как к старому знакомому или давнему другу. Мы Его знаем и слушаем Его внимательно. Может, мы с Ним общаемся время от времени или даже регулярно. Но во всем этом скрывается некая опасность, что мы остаемся в привычном или привязываемся к тому, что нам хорошо знакомо. Мы не ожидаем ничего нового от Иисуса. И таким образом, наши давно усвоенные подходы к Иисусу могут стать препятствием в нашем ученичестве у Иисуса. Симон Петр тоже продолжал работать, вымывал сети и одновременно слушал, что Иисус говорит народу. Ему не неприятно, не впервые он слушает Иисуса.
А потом происходит что-то такое, что выходит за рамки привычного. Симон слушает слова, которые противоречат полностью его опыту и профессиональным навыкам. И он это прекрасно осознает и говорит об этом Иисусу. Но: он верит этому Иисусу и делает то, что Он ему говорил. По всем человеческим, профессиональным меркам рыболовства указание Иисуса не имеет смысла. Но, видимо, Симон был готов согласиться на непредсказуемое. Он не просто дает себя уговаривать. Он может и отказаться. Но он соглашается, принимая слова Иисуса как предложение или приглашение. И эта готовность Симона вознаграждается. Происходит невероятное: вопреки всякому разуму Симон ловит такое множество рыб, что сам даже не справляется. Лодки настолько полны, что они чуть ли не утонули.
Если мы эту историю достаточно часто читаем/слушаем, она может стать для нас привычной. Мы упускаем то, что происходит сокровенное. Симон встречается с Богом. Божественное проникает в его жизнь. А он понимает, что это ему совершенно чуждо и это — грандиозно и ужасно, и великолепно, и он пугается этого, потому что одновременно понимает, что он этого недостоин. А это сознание недостоинства немаловажно. В нем мы довольно точно определяем наше место в отношении к Богу. Но важность этого (иногда болезненного) процесса не в самом процессе. Нам нельзя останавливаться на самоугрызении совести. Важно то, что Иисус уводит Симона из этого состояния. Он не отходит от него, как тот спросил. Наоборот — Он привлекает Симона к Себе. И поэтому — хотя в нашем отрывке ни слова о ‘призвании’ не сказано, он читается как рассказ о призвании первых учеников (в Евангелие от Луки).
Мы тоже призваны — в ученики Иисуса. Но когда мы довольствуемся достигнутым или привычным, мы можем потерять то, что мы как бы приобрели. То, что мы учимся у Иисуса, способствует тому, что мы вновь и вновь соглашаемся на экстраординарное , соглашаемся пойти на невероятный риск по слову, которое мы слышали от Иисуса. (А раз слово от Иисуса — то и риск уже и не страшнен).
И ещё – так как сегодня первый четверг месяца – евхаристическая цитата:
Вот, Я стою у двери и стучу. Кто услышит Мой голос и откроет дверь, к тому Я войду и буду ужинать с ним, а он – со Мной. (Ин 3.20)
о. Маркус Новотны
«Мы тоже призваны — в ученики Иисуса. Но когда мы довольствуемся достигнутым или привычным, мы можем потерять то, что мы как бы приобрели. То, что мы учимся у Иисуса, способствует тому, что мы вновь и вновь соглашаемся на экстраординарное , соглашаемся пойти на невероятный риск по слову, которое мы слышали от Иисуса. (А раз слово от Иисуса — то и риск уже и не страшнен).»
Верно, не страшен ученику, но страшен фарисеям, религиозным профессорам того времени:
Иисусу говорили «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.»(Мф.9,34)
Если Он сказал ученикам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.»(Мф.10,8), то они не стали «популярны» среди фарисеев более чем Иисус.
Фарисеи во все времена продолжают «заботится» о религиозной безопасности людей- свидетельствую, я несколько раз слышал от них в свой адрес про «силу бесовскую» при наличии благословения своего епископа и духовника говорить.
Ученик не боится риска, боится тот, кто считает себя учеником, но таковым пока еще не является, так как не идет с Ним и не чувствует поддержку Иисуса.