Флп 3, 3-8
Пс 104 (105)
Лк 15, 1-10
Слышали или читали Вы когда-нибудь такое: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.”? (если что, то это Статья 2 Конституции РФ). В Церкви мы такое или похожее обычно говорим, в первую очередь, о душе человека. Но этого подхода недостаточно для того, чтобы описать то, о чем Иисус говорит и как Он действует. Ведь речь не идет о чем-то вечном в человеке — его душе. Человек целиком — это то, что является высшей ценностью. А особенно “пропащий” человек, который потерял свою жизнь с Богом — этот тот, который Богу особенно важен. Настолько важен, что Он послал Сына своего в мир, чтобы найти потерянное.
Перед Богом самый ничтожный человек является ценностью, которую Он ищет, которую хочет найти всеми возможными способами. Ведь Он сотворил каждого из нас. Мы как бы являемся Его собственностью, которую Он не хочет упустить, ради которой Он прилагает усилия и заботы о поиске и о которой радуется все небо, когда она снова обретается.
Может быть, дай Бог, мы можем себя рассматривать в таком ракурсе. Мы дороги в очах Господа. И на самом деле, это так. И это прекрасно и важно, что мы это сознаем. Ведь это один очень важный и основной аспект нашей веры. Но мы не можем на этом остановиться. Мы не можем успокоиться в таких размышлениях. Даже если бы я был единственным человеком на свете, такой подход был бы не очень хорошо. Мы были бы тогда как печка, которая греет только себя.
Мы призваны увидеть ценность в каждом человеке. Это легче сделать, когда речь идет о далеких или высокопоставленных людях: президентах, епископах, чиновниках, священниках. А как быть с теми из соседней квартиры, которые регулярно раздражают нас, включая музыку на полную громкость? Как быть с коллегой по работе, которая всем на нервы действует? Как — с однокурсником, которому очень сложно дается предмет, и он всем мешает своими дурацкими вопросами? Как — с бабушкой из соседнего подъезда, которая из окна всегда орет на детей? … Ну Вы поняли — каждый из нас знает таких людей, которых мы не ценим, которые не ценны в наших глазах. А в глазах Бога они являются высшей ценностью. (Я не стал бы сравнивать, кто более или кто менее ценен перед Богом — но Иисус начал этого делать.) Такие люди, которые как бы нам противны, могут быть в глазах Бога быть более ценными, чем мы.
Можно было сказать: мне всё равно — я ценен сам по себе — и с ними и без них. Но это тоже не очень — ведь Иисус как раз говорит нам такую притчу, чтобы мы учились ценить всех, как Он сам. Или — как пишет Апостол Павел: “по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя” (Флп 2, 1-4 — с прошлого понедельника).
И ещё – раз сегодня первый четверг месяца – евхаристическая цитата:
Разве главно, чтобы у тебя все было хорошо, чтобы ты много зарабатывал, чтобы тебя уважали, чтобы ты мог сделать жизнь вполне комфортной, чтобы у тебя было как можно меньше раздражения, чтобы люди о тебе заботились, одним словом: что тебе на свете повезло? — Нет! С христианской точки зрения, главное – исполнить волю Божию, служить Ему и, таким образом, достичь своей вечной цели. Это жизненная задача человека, все остальное должно оставаться второстепенным.
Руперт Майер (1876-1945), немецкий иезуит, участник сопротивления нацистам
о. Маркус Новотны