Тит 2, 1-8. 11-14
Пс 36 (37)
Лк 17, 7-10
Святой Иосафат был греко-католическим архиепископом Полоцка на территории нынешней Беларуси. В то время это была территория Литвы Речи Посполитой. В 1596 году в Бресте группа православных епископов признала власть римского понтифика. Это называлось Брестской Унией, и эти бывшие православные назывались униатами. Со временем их стали называть греко-католиками или католиками византийского обряда, чтобы отличать их от католиков латинского обряда. В зависимости от того, какие источники вы читаете, православные или католические, Брестская уния была свободной и позитивной, или вынужденной и негативной. Также историческая оценка Иосафата отличается. Или он ревностный святой, который посвятил свою жизнь воссоединению церквей, или фанатичный «душехват» (ловец душ) и враг свободы религии. Иосафат родился в 1580 г. в православной семье и потом стал униатским монахом в сегодняшнем Вильнюсе. Он был назначен коадъютором в 1617 г. и потом стал архиепископом полоцким. В 1623 г. при пастырском визите в Витебск толпа восставших недовольных православных жителей этого города убила его. Иосафат стал мучеником католической церкви.
На протяжении многих лет мы, христиане, причиняли друг другу страдания и смерть, преследуем друг друга и воюем. В Европе было много религиозных войн, особенно между католиками и протестантами. Евреев преследовали и убивали со всех сторон. Обиды предыдущих поколений остались в памяти сегодняшних людей. Один католический богослов жаловался o том, что он хотел бы поехать отдыхать на море в Греции и не слышать о нападении католических крестоносцев на Константинополь в 1204 г.
Уже более ста лет христиане ведут диалог о своих теологических различиях. Они пытаются сотрудничать в делах милосердия и борьбе за социальную справедливость в мире. Это движение называется «экуменизм». Некоторые люди думают, что это слово означает, что все учения равны. На самом деле, оно означает нечто очень простое и базовое. Экуменизм означает, что христиане разговаривают друг с другом и пытаются понять друг друга. До Второго Ватиканского Собора (1963-1965) Католическая Церковь не была открытой к диалогу с другими церквями. С тех пор Католическая церковь включилась в экуменическое движение, в котором уже участвовали многие протестантские и православные церкви.
В этот день, посвященный памяти святого Иосафата, попросим его о заступничестве, его молитвы о дальнейшем диалоге и взаимопонимании между Католической и Православными Церквами.
В своем письме к Титу святой Павел призывает людей к лучшему поведению. Видно, что много людей, обращенных с язычества, с трудом переходили на нравственность, подходящую для христиан. В наши дни нам трудно жить по-христиански в среде неоязыческой морали, или жить в мире, в котором моральное чувство совсем отсутствует. Какая мотивация есть для христианской морали? Святой Павел пишет: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.» Некоторые слова из этого текста включены в молитву после Отче наш в Святой Мессе.
В сегодняшнем псалме мы повторяем антифон: «Блажен человек, ищущий Бога.» Ищем ли мы Бога? Стоит испрашивать этой особенной благодати: искать и найти Бога во всем; любить и служить Ему во всем.
Евангелие сегодня напоминает нам о том, как мы должны относиться к христианскому служению. Мы служим Господу не потому, что нам выгодно. Отец Вольтер Чишек, американский иезуит, живущий в Советском Союзе 23 года, пять лет провел на допросах в тюрьмах НКВД в Москве, и 10 лет — в лагерях на Крайнем севере, рассказывает о том, как другой заключенный спросил его, почему он так хорошо исполняет свою работу для коммунистов. Он ответил, что он не работает для коммунистов. Он все делает хорошо потому, что он работает для Господа. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие; потому что сделали, что должны были сделать». Искать и найти Бога во всем. Любить и служить Бога во всем.
о. Майкл Дежардэн SJ, г. Томск