Ис 52, 13-53, 12
Пс 31
Евр 4, 14-15, 5, 7-9
Ин 18, 1-19, 42
«Се, Человек», – говорит Пилат, показывая народу Иисуса. Действительно, кто смотрит на Иисуса в этот момент, может понять, кто такой человек. Видно по Нему, что человек часто изранен, что человек бывает страшно одиноким, что человек нередко становится жертвой насилия. Взгляд на Иисуса приглашает нас, по-настоящему вспомнить тех, кто страдает в больницах, кто сидит в тюрьме, кто оставлен людьми. Этот взгляд на Иисуса нас тоже приглашает обратить внимание на себя. Ведь многие из нас, даже если стараемся это забыть, такие же израненные, как Иисус, однако, может быть, больше в душе, чем в теле. Мы можем вспомнить, что Иисус рядом как раз с теми, кто больше всех страдает, что Он – всегда рядом с бедными, со страдающими. Поэтому слова «се, Человек» принимают еще другое значение. Они напоминают, что никакое горе, никакое страдание, никакое насилие никогда не будут забытый. «Пилатам» этого мира не повезет. Им придется пройти через это понимание: что я сделал? Смотря на Иисуса, мы можем понять, кто такой страдающий человек и кто такой человек, причиняющий боль другим.
А эти слова: «се, Человек» – не только отрицательные. Они говорят не только о страданиях, а тоже о достоинстве человека, которого никто его не может лишить. Это достоинство есть у Иисуса, все Его существо, несмотря на раны и унижения, полно достоинства. Он – Царь, и, поэтому, каждый человек, а особенно бедный, гонимый, больной – царь, вместе с Ним. Это, никак не подозревая, показывает нам Пилат в тот момент. А нас это приглашает прийти к Иисусу, Который нам в любую ситуации, в любой момент нашей жизни, дает нам настоящее достоинство. Се – это человек…
Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем! «А эти слова: «се, Человек» – не только отрицательные. Они говорят не только о страданиях, а тоже о достоинстве человека, которого никто его не может лишить. Это достоинство есть у Иисуса, все Его существо, несмотря на раны и унижения, полно достоинства. Он – Царь, и, поэтому, каждый человек, а особенно бедный, гонимый, больной – царь, вместе с Ним.» — а может быть, Пилат говорил «се, Человек» не в отрицательном смысле? Не случайно и Царь и Человек пишутся в этом Евангелии с большой буквы.Я совсем не собираюсь выступать в роли адвоката для Пилата, но может быть он относился к Иисусу как Человеку, как к личности с человеческим достоинством? Конечно, в глазах Пилата, Иисус не был ни Царём, ни Мессией, но всё таки Пилат не находил в нём никакой вины,пытался понять Его, пытался отпустить Его. Обстоятельства заставили Пилата умыть руки. Вероятно, он даже испытал внутреннее облегчение, выпутавшись из этой непростой ситуации. Но всё же, Пилат поступил также, как и Иуда. Тот предал действием, а Пилат бездействием! Да, страдание и боль другому человеку можно причинить «умыв руки» Для этого совсем не обязательно быть негодяем, можно чувствовать себя почти святым и регулярно «умывать руки» Но когда нибудь вместе с ответом на вопрос «что я сделал» придётся также отвечать на вопрос «почему я ничего не сделал и умыл руки» Спасибо Вам, отец Штефан, за это замечательное размышление! С Богом!