1 Мак 4,36-37,52-59
(Пс) 1Пар 29,10-12
Лк 19, 41-44
Иуда и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище (1 Макк 4, 36).
Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих, говоря им: написано: «дом Мой есть дом молитвы», а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его (Лк 19, 45-48).
У нас сегодня два случая об очищении храма Божьего. В книге Маккавеев Иуда и его братья шли восстановить храм после битвы и победы над язычниками. А в Евангелии Иисус очищает храм от тех «своих», которые используют это сокровенное место для своего обогащения. И это будет углублением конфликта с книжниками и старейшинами. Он «заплатит» за эту чистку своею жизнью. Но эта чистка в храме прежде всего символическая, пророческий акт, который находит своё исполнение на Голгофе и после Воскресения.
Иисус Своим поведением показал, что борьбу не надо столько вести против язычников, сколько против врагов своего чистого сердца. Иисус, Бог во плоти, пришел к своим, и они не приняли Его. Они не смогли увидеть в Нем своего Спасителя. Их сердца были полны мусора. Только во время Его Страстей, откроются глаза некоторых, которые увидят и поверят, что это был Сын Божий. Почему-то это именно был язычник — сотник, или те, которые были отвержены обществом – бедные, проститутки, мытари… Почему-то у них получилось стать «чистыми сердцем», и именно это дало им способность увидеть Бога, как Иисус сказал в Блаженствах.
Как далеко нам до чистого сердца? Как увидеть Бога здесь и сейчас?
То, что оскверняет наш храм – наше сердце – это наши привязанности. Это те вещи или отношения, которые являются для нас идолами. Через них мы ищем какое-то успокоение или удовольствие – хоть одну – хоть следующую «дозу» «якобы утешения», чтобы самостоятельно выжить еще какое-то время. Мы прибегаем к таким средствам, чтобы наше настроение или жизнь была под нашим контролем.
А настоящее и постоянный мир и радость может происходить только от чистого сердца. Это бывает, когда мы живем, зная и воспринимая, что мы принадлежим Богу – мы Его и это хорошо и даже когда нам плохо. И если мы «добровольно» Его, Он будет нашим удовольствием – нашим путем к лучшему. Тогда нам не нужно никаких контрфактов или заменителей.
Автор: о. Янез Север SJ, Москва